ТОП-7 САМЫХ ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О БЕЛОМОРСКО-БАЛТИЙСКОМ КАНАЛЕ

О том, как долго запрягали

Впервые идея связать судоходным каналом Белое море с Онежским озером пришла в голову еще Петру I, во время Северной войны. Однако дальше замысла тогда не продвинулись. Снова задумались о канале, только уже более детально, в 19 веке. За сто лет по заказу правительства было разработано сразу четыре проекта, но не реализовали ни одного. И основной причиной того, что все проекты были отклонены, являлось то, что «овчинка не стоила выделки», иначе говоря – цена такой масштабной работы зашкаливала.

О том, как быстро ехали

Решение о вопросе трудозатрат их оплаты «подарил» 20 век: Беломорканал построили рекордно быстро и рекордно дешево, просто сделав стройку первой советской… каторгой. Решение строить канал было принято 3 июня 1930 года, а 1 июля 1931 года правительство уже рассматривало первые эскизы. Конечно, разобраться в них было непросто, но, пока высшие чины изучали, заключенные уже строили – с конца 1931 года, при том, что проект был окончательно утвержден в феврале 1932 года. В результате канал протяженностью 227 километров, «напичканный» сложными инженерными сооружениями (только шлюзов – 19) построили за 20 месяцев! Примерно столько может строиться один современный жилой дом.

Здравствуй, Захар Кузьмич!

Общая численность заключенных, работавших на Беломорканале, по официальным данным, доходит до 126 тысяч, хотя среди самих зэков ходили и другие цифры. Кстати, о слове «зэк». Родилось оно в эпоху первых пятилеток из букв «з/к», которыми стали в документах обозначать заключенных. Арестантский народ тут же бросился на свой лад расшифровывать сокращение – например, «Захар Кузьмич». Уже немного позже, после того как официальная пропаганда заявила на всю страну о том, что крупнейшие объекты на Дальнем Востоке возводили не заключенные, а комсомольцы, «з/к» тут же превратилось в «забайкальских комсомольцев» (ну, или «зауральских»). Однако наиболее ходовыми словами были все-таки непосредственно «зэк» и «зэка». О расшифровке последнего есть легенда. 23 марта 1932 года на Беломорканал приехал А. Микоян. И начальник ГУЛАГа Лазарь Коган поделился с ним, что, мол, не знает, как же ему обращаться к своему контингенту. Тут-то и родилось слово «каналоармеец» — и не обидно, по делу! Так и стали именовать трудяг — «заключенный каналоармеец», а сокращенно получилось «зэка».

Подручные средства

Не удивительно, что для строительства канала потребовались минимальные затраты. Откуда бралась рабсила – понятно. А основными материалами были не металл и цемент (их как раз использовали по минимуму), а камень, дерево, песок, грунт, торф – все местное (с соседнего леса, карьеров и болот). Рабочие инструменты делали сами – например, тачки с деревянными колесами для деревянных же рельсов. А в остальном – кувалда, лом, лопата, топор… Что еще нужно? Самым продвинутым техническим устройством можно назвать деревянный «журавль» для передвижения валунов.

Не хлебом единым

Пайка «зэка» на Беломорканале зависела от фактической выработки – для отстающих она сокращалась. Это при том, что дневной рацион каналоармейца состоял из 500 г хлеба и баланды из морских водорослей. В общем, начав отставать от нормы, например, по причине болезни, можно было так никогда и не выкарабкаться. Лагерный хлебушек на Беломорканале начали называть «аммонал». Вообще-то, это вещество, применявшееся на стройке для взрывных работ. Пайки напоминали аммонал и по чисто внешним признакам – цвету, форме, и были настолько недопеченными, что резать их было можно только мокрым ножом. В добавок, на истощенный желудок этот хлебушек тоже оказывал «взрывное» действие.

Боевой дух

Как же люди все это вынесли? Ведь работали же, и многие даже с энтузиазмом, который в лагерном народе умело поддерживали. Так, например, на Беломорканале выходила газета «Перековка» — своя на каждом участке. В ней и передовиков чествовали, и отстающих клеймили, да в добавок еще и критические материалы заключенных печатали – что и кто, мол, мешает стройке века. Специальный приказ начальника Беломорско-Балтийского исправительно-трудового лагеря НКВД СССР предписывал всем руководителям отвечать на газетную критику в трехдневный срок.

Итоги

В целом за 20 месяцев строительства каналоармейцы выполнили земляные работы объемом 21 миллион кубометров, соорудили 37 километров искусственных путей, перенесли в новое место мешавшую строительству канала Мурманскую железную дорогу. Потери среди заключенных, даже по официальным данным, были огромными. Так в 1931 году в БелБалтЛаге умерло 1438 заключенных (2,24 % от числа работавших), в 1932 году — 2010 заключенных (2,03 %), а в 1933-м – 8870 заключенных (10,56 %). После окончания строительства 12 484 человека получили свободу, для 59 516 были сокращены сроки. Кстати, одним из досрочно освобожденных в 1932 году был будущий академик Дмитрий Лихачев.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *