ЛУЧШИЕ МЕСТА ДЛЯ ЗИМНЕГО ОТДЫХА В КАРЕЛИИ: РУСКЕАЛА
Зимой нужно обязательно съездить в Карелию, в район Северного Приладожья! Чтобы увидеть единственный в своём роде комплексный памятник природы и истории горного дела. Летом горный парк «Рускеала» красив своей чашей воды: чистейшей с изумрудным оттенком. Зимой Мраморный каньон превращается в ледяную сказку — настоящее царство Снежной королевы.
Одно из ярчайших и удивительных мест Северного Приладожья – старый и заброшенный карьер добычи камня, разрабатывавшийся почти три столетия, сегодня стал настоящей туристической меккой! Огромная чаша, вырубленная руками человека в массиве мраморного пласта, простирается с севера на юг на 456 метров, ширина карьера 109 метров. Борта каньона пронизаны надводными и подводными штольнями, штреками и шахтами.
Гостям объекта доступна экскурсия по подземным шахтам Мраморного каньона. Летом это музыкальное сопровождение и подсветка воды. Зимой это возможность увидеть ледяные скульптуры, сделанные мастерами из разных уголков России.
НЕМНОГО ИСТОРИИ РУСКЕАЛЬСКИХ КАРЬЕРОВ
Рускеальские мраморные каменоломни расположены в примерно 30 км. к северу от города Сортавала, на высоком берегу реки Тохмайоки (в переводе с финского бешеной, дурной), вблизи старинного посёлка Рускеала.
Название посёлка, вероятно, произошло от местного названия реки Тохмайоки-Русколка (в переводе с карельского «ruskea» — коричневый, рыжий, красный). Вода реки — коричневая, благодаря растворённым в ней соединениям железа. Железом богаты и здешние рыжевато-коричневые почвы. В давние времена недалеко от Рускеалы, в местечке Ханки добывали железную руду – охру.
ПОЧЕМУ ИМЕННО ЗДЕСЬ НАЧАЛИ ДОБЫВАТЬ МРАМОР?
Строительством Петербурга руководили приглашенные Петром I в Россию иностранные инженеры. С тем, чтобы ускорить возведение каменных домов, Пётр запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга. Каменщики были вынуждены ехать сюда на работы.
Кроме того с каждого въезжавшего в город воза брался «каменный налог» — надо было привезти с собой определенное количество камня или же заплатить специальный сбор. Первым и главным строительным и облицовочным природным камнем в Санкт-Петербурге оказался плитчатый известняк из карьеров Путиловской горы и из каменоломен на реках Тосне, Ижоре и Волхове, так называемая путиловская плита. Камень использовался в фундаментах, цоколе, разных конструктивных элементах и в виде бута. «Не жалко земли, жалко путиловской горы» , — говаривал Пётр. Затем к ней прибавились карельские мраморы, граниты из Финляндии и Карелии, уральский малахит, карельский кварцит, мраморы из Италии и других стран. Однако, разработка карельского мрамора и превращение этого края в основного поставщика строительного камня для возведения новой столицы имеют свою историю.
Древняя Рускеала под таким названием упоминается только с начала XVIII века, а до этого времени она называлась иначе – Руйсселькя (Руйсселя). В 1632 году шведы, захватившие Корельский уезд, построили в деревне Руйсселькя на горе Конткасенмяки небольшую лютеранскую церковь, а примерно в середине XVII века на берегу реки Русколки шведы стали добывать мрамор для производства строительной извести.
После окончания Северной войны новая граница между Россией и Швецией прошла по северной окраине Рускеалы, так что старые шведские каменоломни оказались на русской территории. В последствии Пётр I подарил данный участок Александру Борисовичу Бутурлину, будущему фельдмаршалу.
С приходом к власти Екатерины II в России начались крупно-масштабные поиски природного камня для строительства Санкт-Петербурга. В августе 1765 года в Рускеалу для осмотра залежей мрамора из Санкт-Петербурга приехал подмастерье каменных дел Андрей Пилюгин. Его помощником был пастор Самуил Алопеус, который по роду своей службы много ездил по приходам, попутно собирая информацию о месторождениях различных камней.
Алопеусу принадлежит открытие в 1765 г. знаменитого месторождения мрамора в Рускеале. Самуил Аполеус с юности полюбил минералы и в течение всего своего служения церкви интересовался возможностью их применения на благо России. Совершая поездки к прихожанам, пастор собирал ценные сведения о природе, хозяйстве и населении края, которые он впоследствии обобщил в своей книге «Краткое описание мраморных и других каменных ломок, гор и каменных пород, находящихся в Российской Карелии» (1787 г.).
В 1767 году в Рускеалу из столицы приехали горные инспекторы – гвардии капитан Кожин и полковник Иван Васильевич Зверев. 19 января 1768 года императрица Екатерина II подписала указ Сената о начале разработки мрамора в Рускеале для строительства Исаакиевского собора. На берег реки Русколки с Урала приехали мастера-каменотёсы с семьями и возник рабочий посёлок Рускеала.
КАК ДОБЫВАЛИ МРАМОР
С середины XVIII века Рускеальские мраморные ломки были переданы в ведение Комиссии по строительству Исаакиевского собора. Горными работами поначалу руководили итальянские мастера.
Мрамор в Рускеала до середины XIX века добывали буровзрывным способом. Вначале рабочие вдоль подошвы уступа карьера и по краям размеченного блока проводили широкие и глубокие рвы. Для этого они использовали буры, по которым вручную ударяя молотом, сверлили в мраморе отверстия. Эти скважины затем забивали порохом и подрывали.
Чтобы окончательно оторвать камень от скалы, также бурили скважины с тыльной стороны блока и подрывали. Тогда блок откалывался от скалы и оседал на дно карьера. Затем к работе приступали каменотёсы, которые придавали блокам нужную форму. Обработанный мрамор погружали на устойчивые сани, запряженные несколькими десятками лошадей. Столь тяжелый груз медленно тащили до деревни Хелюля, недалеко от Сердоболя (Сортавала). Там камни оставляли до весны. С наступлением навигации сюда из Санкт-Петербурга приходили галиоты с продуктами. На обратном пути они загружались мрамором и отправлялись по реке Хелюля, Ладожскому озеру и Неве до столицы.
САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ ЗДАНИЯ, УКРАШЕННЫЕ МРАМОРОМ КАРЕЛИИ
В конце XVIII века рускеальские мраморы широко применялись архитектором Антонио Ринальди для украшения Мраморного дворца, Исаакиевского собора (в Санкт-Петербурге), Триумфальных колонн во славу русского оружия и графов Орловых (в Царском Селе и Гатчине).
РУСКЕАЛЬСКИЕ ВОДОПАДЫ
Зимой по дороге к мраморным каньонам Рускеала, справа, рядом с дорогой, Вы увидите живописное место, с небольшим замерзшим озером, маленькими водопадами и, конечно, не сможете проехать мимо. Это знаменитые Рускеальские водопады. Среди них, пожалуй, самый красивый – Ахинкоски (в переводе с финского языка «Окунёвый порог»).
Местные жители называют это место «водопад у трех мостов»: потому что именно в этом месте извилистая речка Тохмайоки трижды пересекает автодорогу. На скалах, обрамляющих водопады для туристов обустроен мини-парк с экологической пешеходной тропой. Подвесные мосты над самой водой, много лесенок и смотровых площадок с резными перилами, интересные деревянные скульптуры, а также площадки для отдыха, кафе, беседки, автомобильная стоянка, навесы и туалеты. Живописный водопад привлекает внимание всех проезжающих по дороге, поэтому здесь всегда останавливаются автотуристы для кратковременного отдыха.
Река Тохмайоки является одной из крупных водных артерий северного Приладожья. Она берет начало из озера Руокоярви вблизи границы с Финляндией и впадает в Ладожское озеро близ поселка Хелюля. Длина Тохмайоки около 40 км. На реке множество порогов и небольших водопадов. Весной и в начале лета по реке Тохмайоки проходят многочисленные группы туристов на катамаранах и каяках — это любители активного и экстремального отдыха. Многие группы проходят и сами водопады.
Это место знакомо всем, кто видел знаменитый фильм «А зори здесь тихие» (1972 г.), экранизация повести Бориса Васильева. На этом водопаде снималась сцена, когда Женька Комелькова, чтобы спугнуть немцев, устроила представление с купанием в озерке перед водопадом. После выхода фильма, практически каждая молодая пара в день свадьбы приезжает сюда, чтобы признаться друг другу в верности. В 2010 году здесь проходили съёмки фильма «Тёмный мир», рассказывающий о мистике севера. После съёмок фильма здесь осталась изба у самого истока водопада Ахинкоски.
Удивительна природа этих мест. Тишина, покой, журчание воды, неторопливо перетекающей по камням и имеющей торфяной жёлтый цвет. Вода, окаймлённая камнями, напоминает бассейн, а пена добавляет ощущение «морской ванны».